НОВОСТИ

В новом статусе

16-01-2025 | просмотров:331

И в храм, и в иордань

16-01-2025 | просмотров:303

Шесть поводов для гордости

16-01-2025 | просмотров:193

«Мама, я худею»

16-01-2025 | просмотров:245

С Новый годом!

31-12-2024 | просмотров:1097

От слов – к делу: азбука проектов

27-12-2024 | просмотров:1112

Ёлка есть - и празднику быть!

26-12-2024 | просмотров:890

ИНФОРМАЦИЯ

Sluzhba_po_kontrakty
Четверг, 26 декабря 2024 14:47 ОБЩЕСТВО
713

Такой космический Джаз-хор!



После недавнего блистательного выступления в шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» канала «Россия-1» один из титулованных коллективов Свердловской детской филармонии – Джаз-хор - с легкой руки ведущего Сергея Лазарева был назван брендом Среднего Урала.

В одночасье огромная Россия увидела, услышала и осталась под большим впечатлением от этого феноменального, самобытного, во многом экспериментального творчества. Бессменный руководитель коллектива, заслуженный работник культуры РФ, дважды лауреат премии губернатора Марина Макарова рассказала об участии в грандиозном телепроекте, вспомнила самые яркие события уходящего года и поделилась секретами обучения своих удивительных воспитанниц. Талантливых звездочек, убедительно доказывающих любым номером: в мире музыке для них нет ничего невозможного!

- Марина Юрьевна, и до выхода в эфир на центральном ТВ Джаз-хор знали и любили, вы покорили не один международный конкурс, завоевали почти два десятка гран-при, бесчисленное множество раз становились лауреатами первой степени, работаете в академическом, эстрадно-джазовом, этническом направлениях… А что принес коллективу опыт работы на канале «Россия-1»? 

- Когда поступило предложение попробовать себя в шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!», сомнений было предостаточно. И ответа нашего продюсеры ждали оперативно. Приглашение пришло 26 ноября прошлого года, а 16 декабря мы уже были на съемках в Москве. Люфта приготовить что-то специально для проекта не оказалось, поэтому представляли то, что у нас есть в программе. Боялись, конечно, не пройти далеко, но рискнули. Для меня отправной точкой стал именно всероссийский эфир – красивая «картинка», качественные звук и свет, исключительное портфолио. А дальше уже не загадывали. Хотелось показать, что мы есть в природе. В результате все произошедшее считаю важнейшим событием в жизни коллектива за многие годы. Действительно, мы постоянно работаем на концертах, фестивалях, конкурсах, в том числе за границей, но такой узнаваемости не было никогда. Стал меняться и зритель. Если раньше на программы приходили в основном свои (родители, друзья, дети помладше, коллеги, которые следят за нашей жизнью), то сейчас аудитория активно расширяется за счет новых зрителей.  

- Насколько сложна съемка в подобном проекте? 

- Невероятно сложна физически. Организаторы по этой причине не берут детские коллективы. Но мы вновь решили рискнуть с учетом того, что в Джаз-хоре старший детский возраст – от 12 лет. Само шоу создавалось в павильонах Мосфильма. Приезжать на саундчек требовалось к половине шестого утра уже в распетом состоянии. Вот и в день финала в 6:00 на саундчеке девочки без дублей исполнили сложную композицию с невероятными верхами. На сцену вышли лишь 12 часов спустя, все это время мы находились в студии, на ногах. С другой стороны, процесс захватывает. Там как в кино - макияж, стилисты, съемка профайлов, интервью. И тренировка умения работать в постоянно меняющихся условиях. В последний день, например, изменили порядок номеров, нас вызвали на дополнительную репетицию. Выдерживать такой цейтнот, сохраняя тонус, получается не у всех. Однако у наших девочек, которые много репетируют практически ежедневно, помимо школы и других занятий, хватило выдержки и мастерства.  

В итоге мы забрали «серебро» шоу, полмиллиона рублей, но самое главное – рассказали людям о себе, показали, что мы умеем, продемонстрировали, как хор может быть не только классической историей. Сделали это ярко, спев в финале одно из коронных и необычных наших произведений - «Безумных птиц» Стивена Лика. Именно его из восьми предложенных номеров выбрали редакторы телепроекта. 

- Ваши уральские поклонники безотрывно следили как за шоу в первой половине 2024 года, так и с не меньшим восторгом прильнули к экранам в начале декабря, когда Джаз-хор участвовал в гала-концерте «Ну-ка, все вместе! Хором!» в Кремлевском Дворце…

- Выступление в Кремле – отдельный памятный момент. За 10 дней до выезда нам отправили программу, ни одного произведения из которой мы не знали. Последнее выслали вообще за сутки до поезда, его пришлось учить в дороге. Но с такими обстоятельствами тоже необходимо уметь справляться. Если понимаешь, что хочешь достичь больше, то должен быть готов к серьезным испытаниям. 

Концепция гала-концерта строилась на выходах солистов, объединенных в дуэты, трио, квартеты. А сопровождали их три хора – из Московского инженерно-физического института и Татарстана, плюс мы. Наш коллектив находился на сцене ровно час, много был в кадре. Один из пронзительных эпизодов – исполнение с Софьей Бабич песни «Стоя» (ее как раз разучивали в поезде). Эта композиция с глубоким философским смыслом о силе человеческого духа победила по итогам зрительского голосования в одном из предыдущих сезонов проекта, а Софья (инвалид-колясочник) будет открывать следующий сезон. Кроме того, наша солистка Мария Евдокимова записала последнюю фразу этого концерт. Так, грандиозная программа в главном зале страны завершилась на девушке из Джаз-хора!

В целом приглашение в Кремль - большая удача. Неважно, сольно мы там пели или нет. Это работа бок о бок с артистами высокого уровня, личное знакомство с признанными и восходящими звездами, участие в песне, которую презентовал Игорь Крутой... Это круто, поверьте! Начав сотрудничество с каналом «Россия-1» в конце прошлого года, в этом декабре мы его символично завершили, получив уникальнейший опыт. 

- Какие бы еще события уходящего 2024-го вы выделили для себя как наиболее значимые? 

- После зимних съемок на телевидении, подписав соглашение о неразглашении, с нетерпением дождались весны – сезон «Ну-ка, все вместе! Хором!» с нашим участием вышел только в марте. На волне все возрастающей популярности отправились в Минск по личному приглашению Ольги Янум, главного дирижера Государственной Академической хоровой капеллы Республики Беларусь. Там Джаз-хор дал большой сольный концерт в Белорусской государственной филармонии и был встречен с невероятной теплотой, следом мы с девочками провели двухчасовой мастер-класс в Национальной академии музыки.   

В мае собрали свердловского зрителя на свою юбилейную программу «Пой всему миру», посвященную 45-летию Детской филармонии. В ней Джаз-хор постарался отразить все, что сумел наработать за 30 с лишним лет своего существования. Среди прочего представили органную мессу в сопровождении короля инструментов, которую пели в первый и пока единственный раз.  

В этом же месяце нас внезапно пригласили на открытие нового здания Третьяковской галереи в Москве и первую церемонию вручения Национальной премии в области музейного дела им. Д.С. Лихачева, учрежденную Министерством культуры РФ, которая станет ежегодной. На столь статусном и волнительном событии, где присутствовали первые лица Российской Федерации, Джаз-хор представил легендарный «Адиемус» Карла Дженкинса. 

В ноябре практически нон-стопом сольный концерт мы дали в Нижнем Тагиле. Сразу после поехали в Пермь на фестиваль современной музыки «Саунд-59», помимо выступления, показали развернутый мастер-класс. Дальше были гала-концерт в Кремлевском Дворце и еще одна наша программа на два отделения «Пой всему миру» в Свердловской государственной академической филармонии Екатеринбурга. Плюс 14 декабря мы стали участниками большого концерта выпускников Капеллы мальчиков и юношей Детской филармонии. Такой вот насыщенный на события календарный год!

- Востребованность, которая впечатляет и рождает логичный вопрос: каковы планы коллектива на будущее и география его выступлений? 

- Анонсирую с осторожностью и без подробностей, понимая, что все вокруг сегодня нестабильно. В следующем сезоне Джаз-хор пригласили в концертный зал мирового уровня «Зарядье» в Москве. Будем вновь исполнять «Адиемус» в сотрудничестве с известным дирижером Дмитрием Волосниковым. Сейчас начали репетировать, вспоминать это непростое произведение. С маэстро Волосниковым у нас планируется и новый этно-оркестровый проект на русском языке, с участием московского фольклориста Сергея Старостина и мультиинструменталиста Сергея Кревенского. Не забудем и про свою основную программу: на юбилее Магнитогорской консерватории вновь прозвучит «Пой всему миру». Интенсивность выступлений такова, что очень много музыки приходится держать в голове постоянно. 

- Одной из отличительных особенностей Джаз-хора является акапельное исполнение большинства песен. Как отмечают эксперты, такой подход невероятно сложен для любых артистов. Тем не менее вы предпочитаете звучать без инструментального сопровождения. Почему? 

- Много лет назад мне пришла в голову эта идея не потому, что я решила петь только а капелла. Стало понятно, что ТАК звучит совсем по-другому. Ничто не мешает восприятию. Нет ощущения чего-то лишнего, особенно оно возникает, когда работаешь с фонограммой. Захотелось погрузиться в натуральный вокальный звук. И постепенно мы с девочками начали больше работать акапельно – слушать, интонировать, строить. Увлекло всех. Теперь ориентирую репертуар на то, чтобы было много акапельной музыки. Да, здесь не расслабишься, нужно все время слушать. Но мы начинаем этому учить рано, с 8 лет. Такая музыка хороша и для зрителя. Натуральный человеческий голос – самодостаточен и прекрасен при грамотном подходе. Не стоит его недооценивать.

- Марина Юрьевна, нельзя не отметить, что репертуар вашего коллектива всегда вызывает живой отклик, состоит из разноплановых и интересных композиций. Что помогает его формировать? 

- Это, прежде всего, внутреннее ощущение: да - нет, нравится - не нравится. Я слушаю большое количество разной музыки. Детской, взрослой, ансамблевой. Все, что слышу, преломляю под нас. Но честно признаюсь, выбираю тщательно, даже придирчиво. Люблю современных композиторов, которые много сейчас пишут, в том числе для хоров. Смотрю все, мне интересно. О репертуаре помню буквально каждую минуту. Иногда, кажется, даже во сне продумываю его. 

- А существует ли такая песня, которую вы мечтаете исполнить, но по каким-то причинам это пока не удалось сделать?  

- Моя мечта - чтобы кто-то из композиторов создал именно для нас глобальное произведение, был бы с нами в диалоге, мы бы могли обсуждать написанное. Надеюсь, шанс однажды представится. Современная музыка в целом дает возможность сотворчества, что меня очень привлекает, поскольку сам Джаз-хор постоянно трансформируется. В коллективе все время появляются разные краски, меняется качество голосов. Сегодня у меня одна звуковая палитра, а через год придут другие певцы. И зазвучит иное. С темпами и тембрами можно играть. И даже те произведения, которые остаются с нами надолго, обретают новые акценты. Иногда что-то убираем, потом вновь возвращаем. Безостановочный круговорот. Бывает, в одном составе хорошая альтовая партия. Потом вдруг взлетают сопрано. Поэтому и произведения не остаются в первозданном виде. И современные композиторы этот люфт допускают.  

- В вашей работе присутствует серьезная педагогическая составляющая. Трудно ли учить подростков, договариваться с ними? 

- Джаз-хор сложности переходного возраста, наверное, касаются в меньшей степени. Ведь после 8 лет мы в коллектив не принимаем. Набрав девочек еще малышками, прививаем им дисциплину, воспитываем в духе своих традиций: я не могу опоздать или пропустить репетицию, даже если она в воскресенье или в праздник, в день рождения, во время отпуска родителей. Хор – всегда в приоритете! Те, кому это подходит, идут с нами дальше. Родители тоже во всем поддерживают. Взаимопонимание и ответственность – самое важное. И, наверное, вся моя педагогика здесь сводится к тому, чтобы помочь девочкам найти нишу в коллективе, чтобы им было комфортно. Я сама - человек очень ответственный. Не могу себе позволить прийти позже условленного времени, не выполнить обещание. Это незыблемые ценности. К чему их и приучаю.  

- Если попытаться описать Джаз-хор емко, буквально несколькими словами, то какие вы бы выбрали? 

- Повторюсь: дисциплина, дружба, взаимопонимание, ответственность перед другими, работоспособность. Как и всем людям, нам не чуждо ничто человеческое. Нередко перед важными выступлениями половина состава болеет, как это случилось накануне концерта во взрослой филармонии Екатеринбурга 7 декабря. Тем не менее все сумели собраться с силами и выйти, не подвели ни коллектив, ни зрителя. Потому что Джаз-хор именно такой!

- Вас часто зовут в жюри различных творческих состязаний. По какую сторону конкурса сложнее: быть претендентом на звание или оценивать? 

- Совершенно разные эмоции от каждого из процессов. Когда ты сам в ходе конкурса выступил и ждешь результатов, ощущение всегда зыбкое, неровное, кажется, все остальные лучше. Никогда не исключаешь появление серьезного соперника, тем более, если заявляешься на суперпрестижное состязание. Мы были в Японии, где высочайшая конкуренция. Вернулись не с гран-при, но с «золотом». Ездили в Уэльс. Этот турнир запомнился съемками ВВС, огромными шатрами на три тысячи мест в чистом поле, выступлениями вообще без репетиций, без понимания акустики зала. К счастью, из Великобритании тоже привезли первое место. Однако конкурсы всегда выматывают, держат в напряжении. 

Находясь в жюри, ты спокоен. С одной стороны, понимаешь ответственность. С другой, все равно оцениваешь достаточно субъективно. Единственное, зная внутреннюю кухню, стараешься не занижать баллы. Даже если коллектив не очень хорошо поет, понимаешь, что за этим стоит большая работа. Кроме того, в отечественных конкурсах присутствует возможность непосредственного контакта: любой участник может подойти к жюри и спросить о выставленных баллах. Нужно быть готовым обосновать свое мнение, что довольно сложно, но все же проще, чем состязаться самим.

- Это интервью выходит в преддверии Нового года, предлагаем завершить его поздравлением, адресованным вашим воспитанницам, родителям, поклонникам. 

- Дорогие друзья, крепкого здоровья всем-всем-всем! Нам с детьми - интересных проектов, чтобы жизнь была наполнена, чтобы мы все время находились в поиске, не останавливались, дарили радость своим зрителям, никогда не ставили точку, а только многоточие. Оно мотивирует к чему-то новому – идеям, встречам, знакомствам, программам... И в итоге выстраивается удивительная цепочка. Когда меня спрашивают сейчас, зачем Джаз-хору нужно было шоу на телевидении, понимаю, что это не пройдет бесследно, обязательно выведет в следующее звено, на очередной этап. Каждому желаю искреннего любопытства к миру, неравнодушия к жизни и движения вперед! С наступающими Новым годом и Рождеством!

 

От авторов добавим, что вслед за многомиллионной аудиторией канала «Россия-1», жителями Минска, Москвы, Нижнего Тагила, Перми екатеринбуржцы в декабре еще до выхода Джаз-хора на сцену академической филармонии рукоплескали в едином порыве, и от номера к номеру восхищение все больше наполняло зал. Вот оно – настоящее уральское чудо. 40 юных повелительниц звука, обладательниц чистых и сильных голосов, десятки труднейших композиций, потрясающая органика каждого момента и великолепная Марина Макарова, сумевшая создать эту завораживающую Вселенную!

Беседовали Юлия ТАБАЧКОВА и Наталья СМЕЛОВА, фото предоставлены Детской филармонией    

 

 

 

 

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

МЫ В СОЦСЕТЯХ

МЫ в контакте МЫ в одноклассниках
Газета ВОЛНА Среднеуральск
© 2006-2022 сетевое и печатное СМИ
городского округа Среднеуральск
"СРЕДНЕУРАЛЬСКАЯ ВОЛНА"
Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.
При использовании информационных материалов гипертекстовая индексируемая ссылка на «sredneuralsk.info» обязательна.
ИНН /КПП 6686020129/668601001